Главная

14 января, в день церковного Новолетия, празднования Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого Преосвященный Алексий совершил Божественную Литургию в Трехсвятительском приделе храма в д. Бобровниково

IMG 7506

14 января, в день церковного Новолетия, празднования Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого Преосвященный Алексий, епископ Великоустюжский и Тотемский, совершил Божественную Литургию свт. Василия Великого иерейским чином в Трехсвятительском приделе храма в д. Бобровниково. Архипастырю сослужили секретарь епархии свящ. Димитрий Рыжков и настоятель храма свящ. Андрей Игнатьев.

По завершении Литургии Епископ Алексий с своем слове отметил важность праздника Обрезания Господня, который ясно доказывает действительность Боговоплощения, что Христос – настоящий Бог и настоящий человек. «Не менее важным, – сказал Владыка, – является и наречение имени «Иисус», что в переводе означает «Спаситель», потому что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12) и «всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2,21; Иоил. 2, 32). Средоточием любой молитвы является призвание имени Божия. Об этом написано очень много святоотеческой литературы». 

В продолжение праздничной темы Архипастырь привел фрагменты жития свт. Василия Великого, наиболее характеризующие святителя как подвижника, чудотворца и великого созидателя Церкви Христовой. Благодаря трудам и молитвам Святителя Каппадокия, которая была далеко не центром Византии, стала настоящим оплотом Православия в непростой для Церкви период, который завершился победой над ложными учениями на II Вселенском Соборе.

* * *

Литурги́я Васи́лия Вели́кого — чинопоследование Литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается только десять раз в году. Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

Совершается в Православной Церкви 10 раз в году: 

 - день памяти Василия Великого 1 (14) января; 
 - навечерия праздников Рождества Христова и Крещения (рис. 1а) или в самый день этих праздников, если их навечерия выпадают в субботу или воскресенье (рис. 1б, в); 
 - 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста; 
 - Великий четверг и Великая суббота на Страстной седмице.
 
Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями: 
- на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого. 
- молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза[1]; 
- песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать тайные молитвы, в частности, первую евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой литургии Иоанна Златоуста; 
- во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде́ святы́м Свои́м ученико́м и апо́столом, рек…» перед возгласами «…приими́те, яди́те» и «…пи́йте от нея́ вси»; 
- вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев.