Святые

Житие преподобного Киприана Устюжского

прп Киприан Устюжский 454x1024

(День памяти 29 сентября и в неделю 3-ю по Пятидесятнице Собор Вологодских святых)

 

Издавна, едва ли не с самого основания древнего города Гледена, находился в нем монастырь Святой Троицы. Тут в первых годах XIII века один богатый землевладелец Двинской трети, Устюжской волости, презрев прелести мира, решился посвятить себя иноческой жизни и принял пострижение с именем Киприана.

Достигши исполнения своего задушевного желания, новый инок со всем усердием предался подвигам поста и молитвы, безропотного послушания и труда. После всех пришедши в монастырь, он хотел сравняться в подвигах с поседелыми старцами и усвоить себе все их добродетели. Такая жизнь не могла не обратить на Киприана всеобщего внимания жителей, и слава о молодом подвижнике быстро начала распространяться в окрестности.

Благочестивые граждане Гледена привыкли посещать монастырь Святой Троицы и находить для себя утешение в душеполезных беседах с иноками. Но в то время река Юг стала подмывать Гледенскую гору, и граждане вынуждены были переселиться на Черный Прилук за реку Сухону и построить нынешний Устюг. Посещение Троицкого монастыря, от которого они были теперь отделены большой рекой, сделалось для них неудобным.

Жалея о трудности посещать любимое место своего богомолья и желая иметь иноческую обитель вблизи нового места своего жительства, устюжане стали просить преподобного Киприана устроить монастырь близ их нового города. Граждане желали посещать новый монастырь вместо Троицкого и в тишине иноческой ограды отдыхать и успокаиваться от забот и треволнений житейских.

Устрашился сначала смиренный подвижник предложения граждан, долго отказывался он, считая себя и недостойным, и неспособным для такого дела, но не мог устоять против усиленных просьб устюжан и согласился принять на себя этот труд для общей пользы.

Обойдя город и осмотрев места, удобные для иноческой жизни, он избрал место при озерках за острожною осыпью, или валом города, поставил себе здесь малую кельицу и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитве.

Тяжела, однако, была для подвижника жизнь без храма Божия и без участия в общественном богослужении, поэтому в 6720 (1212) году при ростовском князе Константине Всеволодовиче преподобный Киприан начал строить храм и обитель в честь Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. Граждане обрадовались и стали помогать ему в этом богоугодном деле, приносить все нужное для устроения и содержания обители, а иные стали и жить вместе с ним. Преподобный Киприан с радостью принимал каждого, с отеческой заботливостью и любовью помогал устроиться и приобрести необходимое для кельи, примером же собственной жизни учил тому, как достигать спасения души и избавиться вечных мук.

Чтобы успокоить братию и дать ей возможность всецело посвятить себя духовным подвигам, преподобный отдал обители все свое имущество, села, деревни, пахотную и сенокосную землю, которая была у него в Устюжской и других волостях, так что с того времени его монастырь не имел ни в чем нужды и стал распространяться и умножаться числом братии.

За такие пожертвования на пользу братии и особенно за свою строго подвижническую и святую жизнь преподобный Киприан был признан иноками единогласно начальником и пастырем собранного им Христова стада. Принявши на себя управление обителью, преподобный Киприан всего себя посвятил исполнению этой трудной обязанности, непрестанно заботился о назидании и успокоении братии, для которой часто лишал самого себя покоя и довольства. Давно уже глава его покрылась сединами, тело иссохло от поста и трудов, а он по-прежнему каждый день трудился с охотою новоначального инока, как будто это был первый день его подвига, оканчивал труды свои всегда так, как бы уже не надеялся трудиться более, словно это был уже последний день его жизни. И это продолжалось не год и не два, но более 60 лет. Как светильник, поставленный на свещнице, сиял он добродетелями и светил и братии, и современникам. ...

Изумительны для нас такие необыкновенные подвиги, такая несокрушимая твердость воли, такое постоянство и редкое смирение, по которому он, будучи основателем и начальником обители, оставался простым монахом и не принял на себя священного сана. Но сам старец все это считал малым и недостаточным. Он постоянно молился и оплакивал свою греховность. ...

В лето от Рождества Христова 1276, 29 сентября, в субботу, в 6 часу дня, преставился Архангельского монастыря начальник монах Киприан.

Погребен в том же монастыре, близ Святых враг. А по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Пятидесятницы. ...

В 1621 году один из монастырских послушников, возвращаясь из Верхотурья, под Пыскорским монастырем, неосторожно грыз корень какого-то растения, данный ему в виде лекарства, и от того сделался так болен желудком, что его, едва живого, с трудом могли довести до монастыря. Здесь он целый год лежал больным, испытал разные лекарства и, ни от чего не получив пользы, обратился с усердною молитвою к преподобному Киприану, обещаясь отслужить в часовне над гробом его панихиду и положить покров на гробницу. Лишь только отслужена была панихида и положен покров, больной Иоанн стал так здоров, как бы никогда и не был больным.

Верюжский И. П. Святые Устюжской земли : [праведные Иоанн и Мария Устюжские, преподобный Киприан Устюжский, праведный Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый / Иоанн Верюжский] / свящ. Иоанн Верюжский. – Великий Устюг : Великоустюг. гос. ист.-архитектур. и художест. музей-заповедник, 2001. – 24 с. : ил.